суббота, 8 сентября 2012 г.

Биография Моше Фельденкрайса

Моше Пинхас Фельденкрайз (6 мая 1904, Славута — 1 июля 1984, Тель-Авив) основатель метода Фельденкрайза — системы развития человека, основанной на осознавании (self-awareness) и понимании себя в процессе работы над движением тела.

Моше Фельденкрайз родился в украинском городе Славута на территории Российской империи шестого мая 1904 года. Его отец занимался торговлей древесины. Когда он был еще ребенком его семья переехала в Корец и затем в 1912 в Барановичи (в наст. вр. Белоруссия). В 1918 году, в четырнадцатилетнем возрасте, он отправился в шестимесячное путешествие в Палестину. По прибытии он работает подсобным рабочим до 1923 года. По окончании школы в 1925 году, Моше начал работать картографом в Британской землемерной конторе. В это время он увлекся техниками самообороны, изучил Джиу-джитсу. В 1929 году во время футбольного матча сильно повредил левое колено. Желание Моше вылечить больное колено во многом послужило началом развития его метода.
В 1930 году Фельденкрайз отправился в Париж, где поступил в инженерный колледж the Ecole des Travaux Publics des Paris(Школа общественных работ Парижа). В 1933 после встречи с Дзигоро Кано, основателем Дзюдо, Фельденкрайз снова вернулся к изучению Джиу-джитсу и начал изучать Дзюдо.

В 1933 году Моше начал работать научным сотрудником под руководством Фредерика Жолио-Кюри в Radium Institute (Радиевом институте), одновременно с подготовкой к докторской степени в Сорбонне, где одним из его преподавателей была Мари Кюри. С 1935 по 1937 годы он работает над строительством генератора Ван де Граафа в лаборатории Arcueil-Cachan. С 1939—1940 работает на Поля Ланжевена, проводя исследования в области магнетизма и ультразвука.

После вторжения немцев в Париж, в 1940 бежал в Англию, прихватив с собой банку тяжелой воды, кипой научных материалов и инструкцией по её производству передать все это Британскому адмиралтейству. До 1946 года служил в Британском Морском Министерстве научным офицером и работал над системой обнаружения подводных лодок в Ферлифе, Шотландия.
Его работа по усовершенствованию сонара получила несколько патентов. В это же время он обучал персонал дзюдо и самообороне. В 1942 году издаёт руководство по самообороне Practical Unarmed Combat. Начинает работать над собой, чтобы справиться с болями в колене, которые усилились после побега из Франции.

Отказавшись от операции, он начал путем наблюдений за собой интенсивно изучать и разрабатывать техники самостоятельной реабилитации и осознания, которые позже легли в основу его метода. Его открытия привели к тому, что он начал делиться опытом с другими (в том числе, с коллегой Дж. Д. Берналом) при помощи лекций, экспериментальных курсов и индивидуальной работы с несколькими людьми.

Его самостоятельная реабилитация позволила вернуться к занятиям дзюдо, занимаясь в лондонском додзе Будоквай. Используя свое положение в международном комитете по дзюдо, он начал научные исследования этой борьбы, включая туда знания, полученные при самостоятельной реабилитации.

Моше публикует первую книгу о своем методе Body and Mature Behavior в 1949 году и свою последнюю книгу о дзюдо Higher Judo: Groundwork в 1952. В этот период он изучает работы Георгия Гурджиева, Ф. М. Александера, Эльзы Гиндлер (Elsa Gindler), Уильяма Бейтса. В 1952 году по рекомендации одного из своих читателей едет в Швейцарию, чтобы обменяться опытом с Генрихом Якоби (Heinrich Jacoby). Впоследствии эта встреча оказала значительное влияние на развитие Метода Фельденкрайза.

В 1949 году он вернулся в недавно созданный Израиль. После руководства в течение нескольких лет Израильским армейским департаментом электроники, в 1954 году он поселился в Тель-Авиве, где полностью переключился на преподавание своего метода. В 1957 он давал уроки метода Фельденкрайса Давиду Бен-Гуриону премьер-министру Израиля.

В 1960-х, 1970-х и 1980-х он представлял метод Фельденкрайза в Европе и Северной Америке (включая программу «Осознание через движение» для преподавателей человеческого потенциала, в том числе — Уилла Шульца, Стэнли Келлермана и Иланы Рубенфельд в Институте Эсален (Esalen Institute) в 1972). Он также начал обучать преподавателей своего метода, чтобы те могли, в свою очередь, показывать эту работу другим. Он готовил первую группу из 13 человек с 1969 по 1971 в Тель-Авиве. В группу входили Jerry Karzen (Джери Карзен), Chava Shelhav (Хава Шелав), Miriam Pfeffer (Мириам Пфеффер), Anat Baniel (Анат Баниел), Mia Segal (Миа Сегал), Yochanon Rywerant (Йоханон Рюерант), Ruthy Alon (Рути Алон), Dvora Hasdai (Двора Хасдай), Bruria Milo (Бруриа Мило), Gaby Yaron (Габи Ярон), Eli Vadler (Эли Вадлер), Shlomo Efrat (Шхломо Ефрат) и Alon Talmi (Алон Талми). В течение четырех летних сезонов 1975—1978, под эгидой Института гуманистической психологии он подготовил в Сан-Франциско, в Колледже Лоун Маунтин, 65 преподавателей, в том числе Томаса Хану и Линду Теллингтон-Джонс.

В 1980 году 235 студентов начали обучение на его курсах преподавателей а Колледже Хэмпшир в Амхерсте, Массачусетс, однако он не смог довести их до конца из-за болезни, случившейся в 1981. Он проходил собственную реабилитацию после последовательных инсультов в течение трех лет, пока не умер в своем доме в Тель-Авиве 1 июля 1984 года. Сегодня его метод преподают во всем мире более 3000 специалистов.

  По материалам Википедии

Комментариев нет:

Отправить комментарий