среда, 17 октября 2012 г.

Руководство, которое поможет вам получить лучшие результаты от уроков «Осознание через движение».


Делайте всё очень медленно

Я не собираюсь «учить» вас, но хочу дать вам умение учиться на своём собственном уровне понимания и действия. Время — наиболее важное средство обучения. Чтобы дать возможность каждому — без исключения — учиться, должно быть полно времени, чтобы все усвоили идею движения, так же как должно быть и свободное время, чтобы привыкнуть к новизне ситуации. Должно быть достаточно времени, чтобы воспринимать и организовать себя. Никто не может учиться, когда его поторапливают и подгоняют. Поэтому каждое движение занимает достаточно времени для повторов определённое число раз. Таким образом, вы повторите движение столько раз, сколько сможете, в отведённое для этого время.

Когда вы становитесь знакомы с действием, его скорость самопроизвольно возрастает, так же как и его сила. Это не очевидно, но это так.


Эффективное движение или действие любого рода достигается отбрасыванием и исключением паразитического избыточного усилия. Избыточное так же плохо, как и недостаточное, только стоит дороже.

Никто не может научиться водить велосипед или плавать, не выделив достаточно времени на освоение основ и не отказавшись от непреднамеренных и ненужных усилий, которые новичок обычно прилагает в своем стремлении не чувствовать себя или не казаться себе некомпетентным.

Быстрое действие в начале обучения является синонимом напряжения и замешательства, которые вкупе превращают обучение в неприятное усилие.

Ищите приятные ощущения

Приятное расслабляет дыхание, делая его простым и лёгким. Чрезмерное старание «чтобы что-то улучшить» только препятствует обучению. Куда менее важно научиться новым мастерским трюкам, чем стать мастером в изучении новых навыков. Вы получите новые навыки, как награду за своё внимание. Вы будете ощущать, что заслужили приобретённый навык, и это добавит удовлетворения к вашим приятным ощущениям.

Не «старайтесь» делать хорошо

«Очень стараться» — означает, что каким-то образом человек знает, что пока он не приложит большее усилие и не напряжёт себя сильнее, он не достигнет цели. Внутреннее убеждение в своем неотъемлемом несовершенстве является корнем стремления стараться максимально сильно, даже во время обучения. Только когда мы научимся писать бегло и свободно, мы сможем писать так быстро, как хотим, или более красиво. Но изначальное «старание» писать быстрее только сделает почерк неразборчивым и безобразным. Учитесь делать хорошо, но не «старайтесь». Проявление чрезмерного старания выдаёт внутреннее убеждение человека в том, что он неспособен или недостаточно хорош.

Не старайтесь делать «безупречно»

Действие приятно выглядит, когда человек гармонично использует себя. Это означает, что никакая его часть не направлена на что-либо помимо текущей работы. Намерение делать что-то безупречно во время обучения вносит дисгармонию. Доля внимания уходит на ненужное, а это вносит чувство неловкости вместо осознания. Все части человека должны работать совместно для достижения конечной цели только в той мере, в какой это полезно. Действие становится безупречным, когда мы не делаем ничего, кроме самого действия. Всё, что мы делаем сверх этого или менее этого, разрушает гармонию.

Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь вам превратить невозможное в осуществимое, трудное в простое: красивое для глаз и приятное для выполнения.

Добивайтесь простых, лёгких движений

Мы обычно учимся трудным способом. Нас научили, что стараться изо всех сил — это правильно, и потому мы ошибочно считаем, что сильное старание является правильным и во время обучения. Поэтому мы часто видим, как новичок, который учится водить велосипед, или плавать, или изучает любой другой навык, делает много напрасных усилий и быстро устаёт.

Обучение происходит в нашей нервной системе, которая устроена таким образом, чтобы обнаруживать и выбирать среди наших попыток и ошибок наиболее эффективную попытку. Таким образом, мы постепенно исключаем бесцельные движения, пока не находим достаточный набор правильных и полезных составляющих окончательной попытки. Они должны быть выполнены в правильном темпе и направлении одновременно. Одним словом, мы постепенно учимся узнавать лучшее движение. Таким образом, мы обнаруживаем, что поворачивая руль велосипеда и, следовательно, его переднее колесо в направлении падения, мы можем удерживать равновесие. Или обнаруживаем, что двигая руки и ноги медленно вперёд, в направлении, куда мы плывём, и резко двигая ими в противоположном направлении, мы на самом деле плывём проще и быстрее. Мы ощущаем разницу и отбираем хорошее среди бесполезного: то есть, мы выявляем различия.

Без различения и дифференциации мы сохраняем и, возможно, даже смешиваем хорошие и плохие движения в том случайном порядке, в котором они происходят, и делаем слабые успехи (если вообще их делаем), несмотря на свое усердное упорство.

Чем меньше усилия, тем легче обнаружить различия

Все наши ощущения построены таким образом, что мы способны находить малейшие различия, когда наши органы чувств лишь слегка стимулируются. Если я несу тяжёлый груз (скажем, холодильник) на спине, я не замечу, если к моему грузу добавят коробку спичек, так же как и не почувствую, если её уберут. Так какой же вес нужно добавить или убрать, чтобы человек осознал, что произошло некоторое изменение усилия? Для мышечных усилий или кинестетического ощущения этот вес составляет около 1/40 основного усилия при очень хорошей нервной системе. Неся 180 кг, мы сразу заметим, если к грузу добавят или уберут 5 кг. Неся 18 кг, мы заметим изменение в 450 г. И любой сможет с закрытыми глазами почувствовать, если муха сядет на тонкую спичку или соломинку в руке, или когда она снова взлетит.

Одним словом, чем меньшее усилие мы прилагаем, тем меньшее изменение этого усилия мы можем заметить, и тем точнее будет наша дифференциация (т.е. активизация мышц в ответ на эти ощущения). Чем меньшее усилие мы прилагаем, тем быстрее идёт наше обучение любому навыку; и уровень совершенства, которого мы можем достичь, идёт рука об руку с мастерством, которое мы приобретаем. Мы перестаём улучшаться, когда не ощущаем разницы в прикладываемых усилиях или в движении.

Обучение и жизнь — не одно и то же

В течение жизни мы можем быть вынуждены прикладывать непомерные усилия — иногда сверх того, что нам кажется возможным. Есть ситуации, в которых мы не должны обращать внимание на то, что это непомерное усилие влечёт за собой. Мы часто вынуждены жертвовать здоровьем, целостностью конечностей и тела, чтобы спасти свою жизнь. Поэтому очевидно, что мы должны быть способны действовать быстро и мощно. Вопрос состоит в том, не будем ли мы лучше подготовлены к таким экстренным ситуациям, если сделаем наши усилия эффективными в целом, что позволит нам меньше напрягаться и достигать нашей цели более экономично.

Обучение должно быть медленным и разным по количеству прилагаемых усилий, пока не будут искоренены паразитарные усилия; тогда у нас не будет трудностей в том, чтобы действовать быстро и мощно.

Зачем быть таким эффективным?

Нам не нужно быть умными, так как Бог бережёт глупцов. Нам не нужно быть искусными, так как даже самые неуклюжие из нас в итоге преуспевают. Нам не нужно быть эффективными, так как 1 килограмм сахара даёт около 4000  килокалорий, а 1 килокалория производит 426 килограммов работы. В этом смысле мы можем растрачивать энергию как угодно. Зачем же беспокоиться об обучении и улучшении? Проблема в том, что эта энергия не может быть разрушена; она может быть только трансформирована в движение или в другую форму энергии.

Что, в таком случае, происходит с энергией, которая не трансформирована в движение? Она, очевидно, не теряется, а остаётся где-то в теле. Действительно, она трансформируется в тепло через утомление и износ наших мышц (мышечные разрывы, катары), а также связок и межсуставных поверхностей суставов и позвонков. Пока мы молоды, сил для излечения и восстановления в нашем теле достаточно, чтобы восстанавливать урон, причинённый неэффективными усилиями, но это происходит за счёт сердца и очистных механизмов организма. Однако, эти силы замедляются и даже в среднем возрасте, когда мы только достигли зрелости, мышцы очень быстро становятся вялыми.

Если мы не обучились эффективному действию, значит нас ожидают боли и растущая неспособность делать то, что нам хотелось бы.

Кроме всего прочего, эффективное движение приятно выполнять и приятно за ним наблюдать. Оно вселяет в нас восхитительное ощущение полного здоровья, и в конечном итоге, приносит эстетическое удовлетворение.

Не концентрируйтесь

Не концентрируйтесь, если концентрация означает для вас направление всего своего внимания и всех своих способностей в одну конкретную важную точку. Это особенный вид концентрации, полезный как упражнение, но не нужный для обычных занятий и навыков.

Предположим, вы играете в баскетбол и максимально концентрируетесь на корзине — у вас никогда, или почти никогда, не будет на это времени, если только вы не стоите один перед корзиной. Когда играют две команды, возможность для броска возникает на один короткий, летящий миг, в который вам нужно следить не только за корзиной, но и за игроками вокруг вас, а также за равновесием и положением, которое позволит вам выполнить один нужный бросок.

Лучшие игроки — это те, кто замечают постоянно меняющееся расположение своих игроков, так же как и игроков противоположной команды. Большую часть времени их внимание охватывает очень большую площадь или пространство; корзина в их сознании остается на заднем плане, откуда она может — очень стремительно — стать центром их внимания.

Лучшее и самое полезное внимание схоже с тем, к которому мы прибегаем при чтении. Когда мы видим страницу целиком, мы не можем воспринимать ее содержимого, хотя мы можем определить, на английском ли эта страница или на незнакомом нам языке. Чтобы читать, мы должны сфокусироваться на небольшой части страницы, даже не на целой строке — возможно, только на отдельном слове, если оно знакомо и довольно коротко. Если вы искусный читатель, вы продолжите замечать одно слово за другим, или даже группы слов, при помощи зрительного центра, который является лишь частью сетчатки и дает достаточно хорошее разрешение, чтобы ясно видеть мелкий шрифт.

Верный способ использования нашего внимания, по большей части, похож на чтение. Вы должны воспринимать задний план (всю страницу) на фоне и учиться фокусироваться (концентрироваться) четко и быстро на одной точке, а затем на следующей, так чтобы беглое чтение означало чтение 200-1000 слов в минуту, как это могут делать некоторые.

Поэтому не концентрируйтесь, но, скорее, воспринимайте всю ситуацию, своё тело и окружение, сканируя всё достаточно, чтобы осознавать любое изменение или разницу, концентрируясь лишь настолько, чтобы эти изменения улавливать.

В целом, важно не то, что мы делаем, но как мы это делаем. Таким образом, мы можем отказывать вежливо и принимать неучтиво. Мы также должны помнить, что это обобщение — не закон, и как прочие обобщения, он не всегда является правдой.

Мы не говорим в начале, каким будет конец

Мы так приучены или убеждены преобладающими образовательными методами, что когда мы знаем, что от нас требуется, мы делаем всё, чтобы достичь этого, боясь потерять лицо, независимо от того, чего нам стоит такое поведение. В нашу систему внедрено, что мы не должны быть хуже всех. Мы закусим губу, задержим дыхание и ужасно напряжем все свое существо, чтобы достичь чего-то, если у нас нет ясного представления, как мобилизовать себя для выполнения данной задачи. Результат — излишнее усилие, опасное напряжение и отвратительное исполнение. Уроки системы «Осознание через движение» помогут вам достичь своего врождённого потенциала наилучшим способом, не давая вам ещё одной возможности делать все привычным для вас образом, который, собственно, и заставил вас искать нечто лучшее.

Сокращая стремление к достижению и обращая внимание также на средства этого достижения, мы учимся легче. Достигая — мы теряем стимул к обучению и, вследствие этого, соглашаемся на меньший уровень, чем тот потенциал, которым мы наделены. Когда мы отдаляем окончательное достижение, эффективно прибегая к имеющимся средствам, мы устанавливаем себе более высокий уровень достижений, если не осознаём, что именно этим мы и занимаемся. Зная, чего достигать, прежде, чем мы научимся учиться, мы достигнем всего лишь предела своего неведения, которое зачастую является повсеместным. Такие пределы в действительности гораздо ниже, чем те, которые мы можем себе представить, уже научившись учиться.

Делайте немного меньше, чем вы можете

Делая чуть меньше, чем вы в реальности можете, вы достигнете лучшего исполнения, чем то, которое вы сейчас можете представить. Учась, делайте чуть меньше своего максимума. Этим вы подтолкнёте свой возможный рекорд на новую высоту.

Предположим, что вы не бегали несколько лет, или что вы обычный взрослый человек средних лет со всеми вытекающими из этого проблемами. А теперь предположим, что вы хотите начать бегать снова и установили для себя ту скорость, которую вы помните с юности. Вы вскоре обнаружите, что у вас одышка, что пульс зашкаливает и вы будете вынуждены остановиться, открыв для себя только то, что вы не достигли того, чего намеревались достичь. Более того, вы, вероятнее всего, будете ощущать усталость во всём теле и вам будет очень сложно продолжать заниматься тем, чем вы намеревались.

Теперь представим, что вы попытались в первый раз пробежать чуть менее быстро, чем ваша предельная скорость на данный момент, и глядя на секундомер, вы обнаружите, что вы не уложились в то время, за которое раньше были способны пробежать дистанцию. Но вы будете чувствовать и думать, что могли бы пробежать чуть лучше, если бы приложили все свои силы, и это ощущение будет вызывать у вас желание попробовать снова. Следующая попытка будет всё равно чуть быстрее, так что, продолжая делать чуть меньше, чем ваш предел, вы продолжите улучшения. В конце концов, через некоторое время вы добьётесь даже лучших результатов, чем в дни своей юности, когда выносливость и амбициозность заставляли вас всегда выкладываться на полную. Мудрость того, чтобы делать чуть меньше, чем вы в реальности можете, способна толкать вперед ваши достижения все дальше и дальше, по мере того, как вы будете к ним приближаться, подобно горизонту, который отдаляется, когда вы подходите к нему ближе.

Вы поймёте, почему на уроках я говорю «опустите колени в направлении пола», а не «попытайтесь коснуться пола коленями». Это не имеет разницы для любого, кто добился высоких улучшений; но вы убедитесь, что это имеет огромную разницу, так как напоминает вам о том, что нет нужды напрягаться и что следует дать себе реальный шанс научиться учиться.

 Статья Моше Фельденкрайса

Комментариев нет:

Отправить комментарий